Кто первый украл, тот и автор

Музыкальный плагиат

Пой, ласточка, пой

Олег Газманов

Во фразе: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют», — приписываемой Пабло Пикассо, есть рациональное зерно. В конце концов, все мы плагиаторы. Художник пишет пейзажи и портреты с натуры, которая до него уже существовала. Писатель пользуется словесными конструкциями, фразеологическими оборотами, изобретенными прежде, да и буквы не его открытие. Что касается музыки, ситуация здесь еще более напряженная, нот-то всего семь, а мелодий бесконечное количество. Большая часть музыкального плагиата совершается нечаянно, неумышленно и подсознательно. Часто это становится известным еще до выхода произведения в свет, и здесь есть два варианта развития событий: первый – забить на все и объявить вещь своей и оригинальной, авось не заметят. Второй – признать вторичность и отказаться от авторства. Но случается, что композиторы, певцы и музыканты воруют чужие мелодии, не особо заморачиваясь. Не кошелек же украл, а всего-то несколько нот. Насколько это оправдано, не берусь судить, мы же просто приведем примеры откровенного воровства среди наших кумиров.

Наши тырят у ихних

В советской эстраде одними из первых плагиатчиков была группа «Поющие гитары». Они без стеснения «свистнули» композицию у

Riccardo Del Turco, назвали ее песенкой велосипедиста, которую мурлыкала вся страна:» Дай-дай-дай, ла-ла-ла-ла…»

Поющие гитары — Песенка велосипедиста (1969)

Riccardo Del Turco Uno tranquillo

Потом обратились к творчеству Нила Седаки и перепели знаменитую «One Way Ticket» («Билет в один конец к тоске») со словами: «Синий, синий иней».

Neil Sedaka — One way ticket (to the blues) — 1959

Поющие гитары — Синий иней

За что публика была ВИА благодарна. Только так новинки зарубежной эстрады могли попасть на советскую сцену. Чиновники от музыки, разумеется, не догоняли, поэтому и не запрещали.

В конце 70-х на этот хит обратили внимание участники группы «Eruption», записали диско-версию, а через год ВИА «Здравствуй песня» повторил подвиг «Гитар». «Синий иней» прозвучал чуть-чуть иначе.

Eruption — One Way Ticket

Здравствуй песня — Синий, синий иней

Таким же образом «Поющие гитары» сняли хит группы «Christie» «Yellow River», которая превратилась в «Толстого Карлсона».

Christie — Yellow River

Поющие гитары — Толстый Карлсон

Спасибо «Поющим гитарам»!

Традиции этого ВИА были подхвачены и продолжены. Примеров можно приводить сколько хочешь. Назовем лишь самые известные.

Попробуй чага, чага

Глупые мелодии запоминаются намертво, и выбить их из башки куда как сложно, так и крутится день и ночь какое-нибудь «попробуй чага, чага» или «чики-чики-чики-та». Бразильская группа «Carrapicho» спела: «Бей сильнее в барабаны» «Bate forte o tambor».

Banda Carrapicho Tic,Tic,Tac

В русском варианте в исполнении Насырова барабаны превратились в Тамбов, куда хочет какой-то полоумный мальчик. Но туда ни пароходы, ни поезда не ходят. Бред сивой кобылы. Однако звучала какое-то время из всех утюгов.

Мурат Насыров — Мальчик хочет в Тамбов

В семидесятые была такая популярная голландская команда «Teach-in». На «Евровидении» они исполнили простенькую песенку «Ding A Dong» и победили.

Teach In — Ding-A-Dong

Пройти мимо нее знакомый уже нам Насыров не смог и в дуэте с Аленой Апиной перелопатил Динь-дон в Лунные ночи.

Мурат Насыров и Алёна Апина-Лунные ночи

Но все эти «Добры молодцы» с гитарами в руках и исполнители конца двадцатого века не были первопроходцами. Они лишь перерабатывали богатое творческое наследие, доставшееся им от самых первых популярнейших композиторов и певцов, блиставших в стране на заре советской власти.

Йо-хо-хо, и бутылка рома

Против пиратства в искусстве я не имею ничего против, наоборот, это дело поддерживаю, сам на нем вырос.

Помню, какие дискуссии велись в конце восьмидесятых, когда в СССР появились первые видеомагнитофоны. Поборники чистоты стиля орали с газетных страниц и голубых, тогда еще, экранов, что воровать противно человеческой природе, за интеллектуальную собственность надо платить, как за селедку в магазине.

Бог ты мой, ну как мог тогда нищий интеллигент, которому едва хватало от зарплаты до зарплаты, заплатить за фирменную кассету с «Крестным отцом», «Однажды в Америке» и прочими голливудскими шедеврами.

Так и остались бы на культурной периферии, если бы не пираты.

Ну, а теперь нырнем в историю, неглубоко.

Музыка, украденная в СССР

Песня веселых ребят

Исаак Дунаевский, видимо, парень был не дурак, да и композитор отменный, поэтому знаменитую песню веселых ребят он, не задумываясь, тиснул у мексиканских музыкантов. Называлась она «Песня мексиканских революционеров» и была написана за двадцать лет до того, как ее просипел Утесов. Теперь «легко на сердце от песни веселой» – часть нашего культурного наследия, одна из скреп и так далее.

La adelita

Веселые ребята 1934

Пусть всегда будет солнце

Эх, с каким детским задором пионеры прошлого распевали шедевр композитора Аркадия Островского «Пусть всегда будет солнце». Небо, мама, я! Послушайте!

Солнечный круг

И не беда что за четыре года до этого группа «Hootenanny Singers» спела «Gabrielle». Опять же, послушайте.

Hootenanny Singers – Gabrielle

А Аркадию Островскому респект и уважуха. Вещь-то действительно хорошая.

Нежность

Майя Кристалинская исполнил в середине шестидесятых красивую песню Александры Пахмутовой «Нежность». Некоторые запомнили ее в исполнении героини фильма «Три тополя на Плющихе» Нюры, которую играла Татьяна Доронина. Там про писателя и летчика Экзюпери, который погиб, про тоску и нежность. Настоящий шедевр.

Майя Кристалинская – Нежность

Спасибо Пахмутовой, она не поленилась, разыскала  «Сентиментальную сарабанду» композитора Бенджамина Бриттена, которую он написал за тридцать лет до Пахмутовой.

Benjamin Britten: Simple Symphony III. Sentimental

Вальсок

Дунаевский, Островский, Пахмутова, а Ян Френкель рыжий, что ли? Придумал удивительно лиричную песню «Вальс расставания», больше известную как «Вальсок» к фильму «Женщины».

Нина Сазонова и Петр Любешкин — Вальс Расставания

С тех пор на всех деревенских свадьбах она идет под гармошку и селедочку. И поют ее удивительно проникновенно, прямо, муки любви. Кстати, именно так «Муки любви» называлась композиция, написанная в 1905 году, Фрицем Крейслером.

Liebesleid. Fritz Kreisler / Муки любви. Фриц Крейслер

 Город детства

Любимица советской публики, иностранка Эдита Пьеха в 1966 году исполнила своим бархатным голосом «Город детства». Песня народу полюбилась, исполняется до сих пор, в том числе внуком Пьехи Стасом.

Эдита Пьеха. Город детства

На пластинке было написано, что автор музыки неизвестен, но нет ничего тайного…

Очень скоро выяснилось, что и автор, и первые исполнители (1960 год) группа «The Brousers Four».

The Brothers Four – Greenfields

Вернисаж

Эстафету маститых советских композиторов подхватил Раймонд Паулс.

Его «Вернисаж» (дуэт Валерий Леонтьев и Лайма Вайкуле) крутили по телеку во всех музыкальных передачах. Какой сюжет, какой пассаж!

Валерий Леонтьев. Лайма Вайкуле — Вернисаж

Пассаж любопытный. Леонтьева и Вайкуле знал весь Советский Союз, а Хулио Иглесиаса – весь мир. Вот на весь мир он и спел «A Veces Tu, A Veces Yo». Особое внимание обратите на припев.

Julio Iglesias — A Veces Tu, A Veces Yo

Раймонд, браво!

Made in USSR

В первые годы перестройки на эстраде залетали ветры, кони, папахи, эскадроны, есаулы и собачки в исполнении Олега Газманова.

Но если советские композиторы-мэтры тырили музыку у композиторов серьезных, то Газманов замахнулся на самую попсярную попсу Дитера Болена. Для группы «Bad boys blue» Дитер написал песенку «I wanna hear you» откуда проигрыш Олежек и позаимствовал. Один в один. Чего там стесняться!

Bad Boys Blue — I Wanna Hear Your Heartbeat Sunday Girl

Олег Газманов-Эскадрон

Потом публика умилялась пропавшей собачкой Люси, которую потерял сынок Газманова. Потом, кажется, собачка нашлась, нашелся и припев песенки в исполнении дуэта «Pet shop boys».

Олег и Родион Газмановы

Но настоящая битва развернулась вокруг композиции Газманова «Сделан в СССР». Юрий Шевчук заявил будто Олежек спер песню у ДДТ. Специалисты же выяснили, что Запад первичен, а Восток вторичен, и настоящее авторство принадлежит Брюсу Спрингстину 1984 г. «Born In The USA» («Рожден в США»). Кто там, где рожден, сделан или произведен, до сих пор непонятно, но почему-то к Брюсу доверия больше.

Олег Газманов — Сделан в СССР

ДДТ — Рожденный в СССР

Bruce Springsteen — Born In The U.S.A.

Confessa — Признание

Лет десять назад один музыкант у меня спросил:

— Знаешь, какой самый дорогой исполнитель сегодня в мире?

— Наверное, Мадонна, — ответил я.

— А вот и нет, как ни странно, Адриано Челентано.

Андрюху в России знали и уважали еще с семидесятых, когда в прокате появились фильмы «Укрощение строптивого», «Блеф».

Потом полюбили его и как исполнителя.

Неудивительно, что лавры итальянца не давали покоя местным композиторам.

Крутую штуку придумал Игорь Крутой. Из репертуара Андрюшки Челентано он взял две известные песни «Soli», «Il Tempo Se Ne Va». Куплет одной соединил с припевом другой, получился «Незаконченный роман» в исполнении Ирины Аллегровой.

Adriano Celentano — Soli

Adriano Celentano — Il Tempo Se Ne Va

Ирина АЛЛЕГРОВА и Игорь КРУТОЙ, Незаконченный роман

Неоконченный роман

Эти примеры лишь малая часть необъятной музыкальной копилки, откуда наши композиторы и исполнители тырят рифы, аккорды и ноты.

На перечисление всех фактов плагиата уйдет уйма времени.

Но не надо думать, что российские музыканты самые наглые и беспринципные.

Импортные артисты занимаются тем же самым.

Тащат друг у друга и даже у наших. Правда, у наших меньше.

Но об этом в следующем посте.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии: