Православные иконы для слепых

Иконы ручной работы

Среди людей с ограниченными возможностями много верующих
Роман БатуринЭту заметку я написал ровно десять лет назад. Тогда она была опубликована в газете в наполовину усеченном виде. Недавно перечитал и подумал: «Почему бы не выложить ее на сайт в первозданной редакции». Тем более тема, как мне кажется, весьма необычная.

Слово «инвалид», которое мы употребляем в обиходе по отношению к людям с каким-либо недугом, как бы подчеркивает ущербность того, о ком мы говорим. Создатель рельефных икон Роман Батурин считает, что единственная инвалидность, о которой можно говорить – это инвалидность души. А человек, которого мы из-за физических недостатков называем инвалидом, может быть более состоявшимся и духовно глубоким, чем его здоровый собрат.

Иконы, которые можно читать руками

Среди людей с ограниченными возможностями много верующих.

Между тем, к примеру, слепые или слабовидящие люди никогда не видели православной иконы.

Иконы для слепых
Иконы для слепых

Возможность познакомиться с православными святынями решила предоставить им одна из организаций.

Родилась идея создать мастерскую по изготовлению объемных икон для незрячих, которые слепые люди смогли бы читать руками.

А изготавливать эти иконы могли бы тоже инвалиды, которые владеют навыком резьбы по дереву или у которых есть желание этому научиться.

Мастерство резьбы по дереву
Мастерство резьбы по дереву

Мастер

Есть два  православных мастера, которые готовы обучать инвалидов изготавливать объемные иконы. Один из них – резчик по дереву Роман Батурин.

Сейчас Роману 51 год, и путь к Господу его был извилист и сложен. Родился мастер в семье, не чуждой искусству – дед и тетушка были художниками.

Окончил нижегородский строительный институт по специальности «архитектура» и проектировал дома для богатых людей в России и за рубежом.

Мастер Роман Батурин
Мастер Роман Батурин

Его профессия позволила ему посмотреть немало стран.

Он много работал в Германии, где одна из немецких газет поставила его творчество выше работ соотечественников.

А он просто хорошо делал то, что умел: разрабатывал проекты, включал в них резьбу по дереву и сам ее выполнял, а, если резьбы было много, приглашал помощников.

Традиция рельефной иконы очень древняя
Традиция рельефной иконы очень древняя

Основное место жительства Батурина на тот период была Москва – Мекка людей как деловых, так и творческих.

У него, тогда модного архитектора было все: квартира в Москве, деньги, бурный досуг.

Но он отказался от бурлящей светской жизни, и вот уже 8 лет живет в Нижнем Новгороде. Спит на полу в маленькой квартирке, где живет вместе с мамой.

А в творческом плане полностью посвятил себя тому, что касается церкви: делает резные иконы, выполняет иконостасы по заказам разных храмов.

И говорит, что обрел спокойствие.

Первое знакомство с иконой
Первое знакомство с иконой

Путь по знакам

Роман Батурин уверен, что в Нижний вернул его Господь.

— Идет человек по дороге, а на ней верстовые столбы стоят, указатели, по которым нужно идти. Так же и в жизни, — образно проводит параллель Роман Юрьевич. — Для того чтобы вернуться в родной город и заняться церковным творчеством, были конкретные знаки от Бога. Они даются всем, не только мне. Нужно просто внимательно смотреть. И, если воля человека совпадает с волей Божией, человек идет по правильному пути.

Выставка икон для слабовидящих
Выставка икон для слабовидящих

Жизнь Романа Батурина как бы замкнулась в кольцо.

Первые шаги малышом он сделал в центре Нижнего Новгорода – на улице Невзоровых, 82.

Затем вместе с родителями сменил пять адресов по Нижнему, потом во время самостоятельной жизни — три адреса в Москве.

Всю жизнь работал по России и вне ее, а сейчас живет в двух шагах от того места, где родился.

Кстати, по соседству, находится и — организация, с которой Роман задумал проект: изготовление силами инвалидов икон для незрячих.

— Господь испытывал меня много раз, — говорит Роман Юрьевич.

В 1989 году он попал в автокатастрофу под Переславлем. От машины ничего не осталось.

Романа выковыривали из этой металлической каши ломами. С машины сняли только колеса, все остальное – месиво. А на нем – всего несколько царапин.

Таких эпизодов в его жизни, когда хранил Господь, было несколько.

Выставка икон для слабовидящих
Выставка икон для слабовидящих

Путь к образам для незрячих

А в 1996 году его доставили в Нижний почти при смерти. Случилось следующее:

— Под Москвой, в Вороново, есть дачное место, где земли принадлежат Центробанку, — вспоминает Роман Батурин. – Я как ландшафтный архитектор уже договорился о работе с руководством, можно было заключать договор. Денег бы заработал немерено. Но случись мне купить в дорогом супермаркете «паленой» водки. И весь Центробанк отпал сам собой. Почти полностью парализованного, меня привезли в Нижний Новгород.

Год он тут жил почти без денег, без достатка, к которому привык. И считает, что выдержал это испытание. Потому что Господь послал ему заказчика, который заказал резной иконостас.

Экспонаты руками трогать
Экспонаты руками трогать

Таким образом, первые иконы из дерева были выполнены на заказ. Сейчас Роман сделал ужу более ста икон, и большую часть из них ему никто не заказывал.

А об испытаниях, которые посылала ему судьба, говорит, что это его вразумлял Господь. Потому что, когда человек своевольничает, Бог вразумляет его скорбями.

О иконотворчестве

— Иконы без веры создавать категорически нельзя, — считает Роман Батурин. – Я  знаю много очень хороших мастеров, которых я уважаю. Но они делают иконы, не будучи в вере. В лучшем случае, получается мастерски выполненная работа, которая никакого отношения к настоящей иконе не имеет: пустая вещь, оболочка, у  которой вытрясли душу.

Дом иконы. В одном из залов
Дом иконы. В одном из залов

Создание икон все же отличается от мирского творчества. В искусстве (кстати, слово происходит от «искус», «искушение») на первый план выходит свое «Я». У одного художника это «я» большое, у другого поменьше. В иконе твое видение тоже отражено, от этого никуда не денешься. Но честный человек, который работает над иконой, старается свое «я» укротить. Рисуешь и смотришь, своевольничаешь или нет, не нарушаешь ли впечатление от иконы. У меня есть друг, который гениален по мирским меркам, — продолжает Роман Юрьевич. – Но у него свое «я» так и прет, и это на иконе видно. Он очень одарен, но «я» настолько большое, что он с ним не справляется. А, между тем, лучшая икона – это та, которая просто изображает того, к кому мы молитвенно обращаемся. Больше никакой информации не должно быть. Икона как окно: чем оно чище, тем лучше видно то, что за ним, а чем больше «я», тем окно грязнее.

Иконы из дерева для православных менее привычны, чем написанные краской. Но, изучая литературу, в том числе церковную, Роман Батурин пришел к выводу, что они дозволены каноном:

— Это утверждалось еще на VI Вселенском Соборе, на котором присутствовал такой почитаемый святой как Иоанн Дамаскин. Собор благословил все виды церковного творчества из любого материала, лишь бы оно было во славу Божию. На Руси же резные иконы мастера делали на протяжении всей истории иконного творчества. Первую резную икону на Руси создал Амвросий – Троицкий резчик, современник Андрея Рублева, с которым они вместе работали в Троице-Сергиевом Посаде. Просто резные иконы менее известны. А в книге «Академия резьбы» приводятся сведения, у каких князей и графов были молельные комнаты, где сплошь резные образа. Кстати, есть объемные деревянные иконы и в Оптиной пустыни.

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Иконы для слепых

Что подтолкнуло его к проекту делать иконы для незрячих? Оказывается, Сам Господь…

— Еще в Москве Бог давал мне указания, чтобы я сотрудничал с людьми с ограниченными возможностями. Так, на выставке прикладного искусства именно ко мне подошел инвалид, у которого был церебральный паралич, чтобы поговорить о своем творчестве, попросить совета. А я как раз только что познакомился с людьми из Останкино. Они к нему приехали, сняли передачу, и тут же у человека появились спонсоры. Он начал рисовать на компьютере и впоследствии стал очень видным компьютерным графиком в одном из издательств.

С верой и надеждой

В храме Христа Спасителя появилась икона для слепых
В храме Христа Спасителя появилась икона для слепых

А уже здесь, в Нижнем, в иконной лавке «Скит», что неподалеку от моего дома, я познакомился со слепорожденной Любовью Калининой. Она известна как поэт, а когда приобщилась к Церкви, начала писать только духовные стихи. Когда она вошла в иконную лавку, я увидел настоящую молитву, каковой она должна быть. Это была встреча с Богом, когда с Ним разговаривала ее душа. Потом я показал ей свои работы, а она, прочитав их руками, сказала, что впервые увидела православную икону. И я понял необходимость создавать образа для слепых. Так появилась идея открытия мастерской, где люди с ограниченными возможностями смогли бы создавать рельефные иконы для тех, кто не может видеть телесно.

Уникальная икона для слепых в храме в Химках
Уникальная икона для слепых в храме в Химках

В качестве еще одного мастера Роман Юрьевич привел в проект своего друга – Сергея Крючкова, который тоже делает объемные образа, правда не из дерева, а из гипса или пластмассы.

Православный мастер согласился обучать инвалидов своему ремеслу, как и Роман, практически бесплатно: «Это благородная идея», — сказал он.

Сейчас они набирают учеников – православных людей с инвалидностью, которые хотели бы и могли делать объемные иконы для незрячих.

Мастера надеются, что в перспективе инвалиды смогли бы изготавливать не только объемные иконы, а, скажем, вышитые:

— Допустим, сидит дома женщина и хорошо вышивает. Почему бы ей бисером или нитками не вышить икону? Я видел такие образа, — говорит Роман.

Икона - бисером
Икона — бисером

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.