Ядерные аварии в СССР

Авария на заводе Красное Сормово. Город Горький

Подлодка К-320Сегодня многие, родом из СССР, удивляются, слушая выпуски новостей: «Сколько аварий и катастроф! В Советском Союзе такого не было». Ну, во-первых, в СССР не было такого количества автомобилей, а, во-вторых, про аварии просто не сообщали. Даже во времена перестройки аварию на Чернобыльской АЭС и ту пытались замолчать. Чего уж говорить о более ранних годах брежневского застоя. Вот один из примеров. В январе 1970 года в городе Горьком (сегодня Нижний Новгород) произошла ядерно-радиационная авария. Для того чтобы ликвидировать последствия были вызваны рабочие этого предприятия. 18 января 1970 года на достраивавшейся подлодке К-320 («Скат», первый в мире атомоход с подводным пуском ракет) произошел самозапуск реактора, проработавшего на полной мощности 15 секунд. Заглушки первого контура давления не сдержали. Мощный фонтан радиоактивной воды и пара вырвал тяжеленную крышку люка подводного корабля. Люк взлетел со страшным грохотом на высоту 60 метров (для сравнения, высота 9-ти этажного дома 25-30 м.), разбил стеклянный фонарь цеха. Радиоактивной фонтан окатил стоявшую рядом вторую подлодку, стены, полы, потолки и, конечно, людей.

Красное Сормово
Красное Сормово

Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца

Рассказывает непосредственный участник событий, руководитель общественной организации «Январь — 70» Александр Зайцев: «В турбинном отсеке К-320 на момент аварии никого не было. В реакторном работали слесари Николай Лисов, Вячеслав Горохов и Николай Помозов. Все они скончались в Тушинском госпитале в течение недели. Слесаря вахтенной службы Ивана Коркина похоронили через три месяца.

Внутри подлодки
Внутри подлодки

Отслеживавший показания приборов давления Геннадий Марков умер через два года. Всего в цехе на момент аварии находилось 156 человек. Практически каждый из них пострадал: ожоги, лучевая болезнь… Одежду и обувь этих людей начали собирать и сжигать лишь спустя сутки. Через сутки занялись и ликвидацией последствий катастрофы. Как ни странно, но сформированный для К-320 флотский экипаж, имевший соответствующих специалистов, участия в дезактивации не принимал.

Подводная лодка К-320
Подводная лодка К-320

Стапели, потолки, стены на двух подлодках обрабатывали и чистили рабочие — швабрами, тряпками, дезактивирующим раствором. Радиационную пыль практически голыми руками смывали 750 человек. За сто рублей в день, плюс, для страховки, — выпивку и закуску: «немного до того как, после — по полной». Завершив дезактивацию, аварийный реактор заменили на новый. Подлодку сдали заказчику. А люди начали умирать от лучевой болезни. Из добровольцев, первыми вошедших после аварии в цех, выжили только трое».

Плакат времен СССР
Плакат времен СССР

Подписка о неразглашении государственной тайны

К счастью, из-за закрытости цеха, удалось избежать радиоактивного заражения местности. Завод расположен в черте города, в густонаселенном Сормовском районе. Работы по устранению последствий аварии велись более трех месяцев. В них приняли участие более тысячи человек. Всех обязали дать подписку о неразглашении сроком на четверть века. Правительственных наград за участие в ликвидации аварии не получил никто.

Не болтай
Не  болтай

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.