Что такое корень растения уравнения

Корень

Корень — вегетативный орган растения, обладающий положительным геотропизмом (растет по направлению силы притяжения), имеющий цилиндрическую форму и радиальную симметрию. До тех пор пока на кончике корня есть верхушечная (апикальная) меристема, корень способен к росту. Ключевое отличие корня от побега в том, что верхушечная меристема защищена корневым чехликом, который покрывает ее. Запомните также, что на корне никогда нельзя найти листья. Основные функции корня:

  • Опорная функция — закрепляет растение в почве (заякоривание)
  • Всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ из почвенного раствора
  • Синтез органических веществ — в клетках корня происходит образование важных для растения соединений (алкалоиды, гормоны, аминокислоты)
  • Запасание питательных веществ — корень накапливает крахмал, масла
  • Вегетативное размножение — может осуществляться частями корня

Иногда на корнях закладываются придаточные почки — так называют почки, которые закладываются вне типичных мест развития почек (вне пазухи листа и верхушки побега). Из них прорастают побеги, часто называемые корневой порослью или корневыми отпрысками.

Симбиоз с бактериями, грибами

Клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии объединяются на корнях в особые образования — клубеньки. Эти бактерии способны преобразовывать атмосферный азот (молекулярное вещество) в азотсодержащие сложные вещества, которые усваиваются растениями. С мицелием грибов корень образует симбиоз, который называется микориза (или грибокорень).

Корневая система и происхождение корней

Корневую систему образуют в совокупности все корни растения. Она обеспечивает надежное заякоривание растения в почве. У растений встречается три основных типа:

    Стержневая корневая система

Хорошо выражен, развит главный корень, выделяется на фоне остальных корней. Боковые и придаточные корни не выделяются, занимают по отношению к главному подчиненное положение. Характерна для двудольных растений: клевера, одуванчика лекарственного, лопуха большого.

Мочковатая корневая система

Главный корень не развит или быстро отмирает, преобладают придаточные корни, растущие от побега. Корни равнозначны между собой. Мочковатая система характерна для большинства однодольных растений: лук репчатый, злаки. Для некоторых двудольных: подорожник большой, лютик едкий.

Смешанная корневая система

Можно отличить главный корень, он выделяется по размеру. Однако, хорошо развиты множественные придаточные и боковые корни. Смешанная корневая система характерна для клубники, земляники.

Зоны корня

Зоны корня являются отражением его роста и развития. Я всегда говорю учениками, что воображение — это самое важное. Представьте корень, растущий вглубь почвы. Он сталкивается со множеством проблем и задач, которые зоны корня помогают решать. По мере роста вглубь, зоны корня сменяют друг друга в направлении роста. Итак, какие же зоны корны выделяют?

    Зона размножения (деления)

Это зона представлена мелкими, быстро делящимися клетками верхушечной (апикальной) меристемы, расположенной на верхушке конуса нарастания. Такие молодые клетки особенно уязвимы, поэтому с целью защиты зону размножения покрывает корневой чехлик. Его клетки постоянно погибают от соприкосновения с почвой, образуя слизистый чехол, способствующий росту корня вглубь почвы и снижающий трение о почву.

Корневой чехлик у злаковых растений образуется из меристематических клеток, совокупность которых называется калиптрогеном. У двудольных растений имеется дерматокалиптроген, из которого помимо корневого чехлика развивается протодерма, из которой далее дифференцируется ризодерма (эпиблема).

Зона роста (растяжения)

В этой зоне поделившиеся «молодые клетки — взрослеют», набирают цитоплазматическую массу, увеличиваются в размерах. Именно за счет их роста зона деления корня проталкивается вглубь почвы, что и обеспечивает рост корня.

Здесь происходит дифференцировка клеток, формируются основные типы тканей. Клетки ризодермы (эпиблемы) образуют корневые волоски — волосовидный вырост. Важно отметить, что корневой волосок это вырост одной клетки. Однако клеток очень много, и в совокупности все их корневые волоски существенно увеличивают площадь всасывания корня. Врастая в почву, корневые волоски выполняют одну из важнейших функций корня — всасывание воды и растворенных в ней минеральных солей из почвенного раствора. По длине зона всасывания занимает 1-1,5 см.

По мере роста корня вглубь почвы корневые волоски отпадают, когда-то активная зона всасывания теперь становится другой крайне важной зоной — проведения. По протяженности зона проведения корня превосходит все остальные: она тянется вплоть до корневой шейки — места перехода корня в стебель, достигает десятков сантиметров.

Пикирование (пикировка) корня

Это удаление верхушки главного корня вместе с зоной размножения. Таким образом садоводы останавливают рост главного корня и стимулируют развитие боковых и придаточных корней, корневая система получается разветвленной, и растение дает хороший урожай.

Корневое дыхание

В корнях идет процесс дыхания, подобно тому, как и в других органах. Для нормального роста и развития к корню должен поступать свежий воздух, содержащий кислород. При плохой структуре почвы ее насыщение водой приводит к настоящему кислородному голоданию корней — асфиксии, и далеко не все растения устойчивы к этому явлению. Есть виды, которые совершенно не переносят затоплений и требуют хорошей аэрации почвы — дуб черешчатый, бук.

Отметьте для себя важность аэрации корней растения, посмотрев на следующий опыт. С помощью груши в левой части рисунка в воду накачивают воздух, частично растворяющийся в воде — корни получают кислород, растение развивается. Справа корневое дыхание затруднено, развитие растения замедлено, и, если асфиксия корней продолжится, растение погибнет.

Видоизменения корней

Запасающий орган, в котором складируется крахмал, сахароза, белки, клетчатка, минеральные соли. Формируется корнеплод из главного корня и основания стебля побега. Корнеплод характерен для двулетних растений: свеклы, петрушки, брюквы, моркови.

В первый год жизни у них формируется корнеплод с запасом питательных веществ, к осени надземная часть отмирает. Следующей весной растение «оживает» именно благодаря запасу веществ в корнеплоде с прошлого года. На второй год растения плодоносят и цветут, после чего отмирают полностью.

Представляют собой видоизменения боковых и придаточных корней. Выполняют запасающую функцию. Внешне утолщены и напоминают клубни. Имеются у чистяка, ятрышника, георгина, батата (сладкий картофель).

Некоторые растения образуют корни в воздушной среде. Воздушные корни встречаются у лиан и эпифитов, растущих в условиях тропиков, где воздух настолько влажный, что из него в буквальном смысле можно всасывать воду, что и делают воздушные корни. Многослойная покровная ткань воздушных корней подобно губке впитывает воду из влажного воздуха. Имеются у тропических папоротников, орхидеи, монстеры.

Слово эпифиты происходит от греч. ἐπι- — «на» и φυτόν — «растение», так обозначают растения, прикрепленные или произрастающие на других растениях, при этом совершенно не получающие от них питательных веществ, то есть явление паразитизма исключается.

Это видоизмененные придаточные корни, выполняющие опорную функцию. Они прикрепляют растения к объектам окружающей внешней среды: стволам деревьев, фасадам зданий, корни прицепки помогают занять растению наиболее благоприятное с точки зрения освещенности место. Яркий примеры — плющ, ваниль.

Видоизмененные придаточные одревесневшие корни, растут на стволах и ветвях до почвы, у ее поверхности сильно разветвляются, тем самым «подпирая» растение. Придают опору растению и его ветвям, закрепляют его в почве. Встречаются у тропических растений: баньян, фикус.

Формируются у растений, произрастающих в воде или на болоте, в качестве механизма адаптации к недостаточному снабжению корней воздухом. Они приподнимаются над поверхностью воды и поглощают воздух. Такие корни имеет болотный кипарис (таксодиум).

Образуются на стволах деревьев для опоры. Могут поддерживать ствол дерева над уровнем воды при затоплениях, укрепляют растение в иле или песчаном грунте приливной полосы морских побережий. Имеются у пандануса.

Видоизменения корней растений-паразитов, с помощью которых они высасывают питательные вещества из клеток растения-хозяина. Эти корни внедряются в стебли других растений и поглощают их соки: воду, растворенные в ней минеральные вещества, органические вещества. Имеются у повилики и заразихи. У омелы, погремка тоже имеются корни-присоски, но они всасывают только воду и растворенные в ней соли.

Бактериальные клубеньки представляют собой видоизмененные боковые корни, которые образуются в результате симбиоза растения и азотфиксирующих бактерий.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Конспект интегрированного урока математики, русского языка, окружающего мира «Корень (уравнения, слова, растения)»

Цель урока: обобщить представления детей о понятии корень, используемом в таких предметных областях, как математика, русский язык, окружающий мир.

Задачи:

  • знать, что такое корень (слова, уравнении растения);
  • уметь находить корни уравнения (простейшего и составного), слова, различать корни растений;
  • понимать значение корня в слове, в жизни растения, при решении уравнений, понимать, что уравнения, слова, растения могут иметь не только единственный корень (могут иметь несколько корней или не иметь корней).

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс (автор И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская), карточки для учащихся, компьютер и проектор, гербарий, презентация, тетрадь на печатной основе ИвашовойО.А.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Устный счет. Сообщение темы урока. (Слайд №1,см. презентацию)
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, ребята, если найдете значения выражений. (У учащихся карточки, они записывают только ответы.)

Проверка. Работа в парах. Запиши значения выражений в порядке возрастания.
(Учащиеся обмениваются тетрадями. Сверяют ответы с ответами на доске.)

Ребята, вы – молодцы, справились с заданием и теперь мы можем прочитать тему урока. (Слайд №2, см. презентацию)

3. Актуализация знаний о значении слова «корень».

  • Ребята, а какие бывают корни?

(Заслушиваются ответы учащихся).

  • Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова.

(Учащиеся зачитывают все значения слова корень).
= 1) Подземная часть растения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Например: пустить корни.
2) Внутренняя находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корней волос.
3) В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов.
4) В математике: корень уравнения.
Из рубрики «Это интересно».
= Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В народе слово «корень» употребляют, когда говорят о важном, о главном. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла, о серьезных ошибках говорят в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Выражения «смотри в корень» или «зри в корень» — это значит выдели самое главное.

  • Значит, корень – это важная часть целого.
  • Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Корень».
  • О каких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке?

= О корне растения, о корне слова, о корне уравнения. (Слайд №3,см. презентацию)

4. Обобщение изученного материала.

1) Работа с таблицей. Работа в группах. (4 группы)

  • Ребята, у вас лежат карточки, каждой группе нужно выбрать только те данные, которые относятся к своему предмету.

(Слайд №4,см. презентацию)

морозный

ПредметКакой кореньЧто этоПримеры
Окружающий мир
(1 группа)
Корень растенияОрган растенияНарисуй растение, подпиши корень.
Русский
(2 группа)
Корень словаЗначимая часть слова
Математика
(3 группа)
Корень уравненияЧасть уравнения
(то ради чего решают уравнения)
х + 9 = 15
х = 6
у : 6 = 6
у = 36
(4 группа)Корень растения:
— всасывает воду и минеральные соли;
— укрепляет положение в почве;
— запасает питательные вещества.
Корень слова служит основой слова.Корень уравнения превращает запись в верное равенство.

(Каждая группа имеет все карточки, им надо выбрать нужные к предмету).
Задание: собери цепочку, что относится к предмету.
1 группа – окружающий мир.
3 группа – математика.
2 группа – русский язык.
Учащиеся в группах делают выводы, с помощью которых заполняется таблица.
А 4 группа, должна выполнить указанную работу в таблице на карточке, вписать значение корня по каждому предмету. (Слайд №5,см. презентацию)Каждая группа зачитывает свою цепочку. В презентации появляются ответы 1-й, 2-й, 3-й группы.
4 группа делает по своей табличке устный вывод, и после каждого вывода появляется иллюстрация с деревом. (Слайд №6,см. презентацию)

Послушайте рассказ ученика.

= Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом
Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.

(Слайд №7, см. презентацию)
Что на нем выросло? Что у них общего?
= Корень слова.
– В науке такие словесные «деревья»
называют словообразовательными
гнездами, а в процессе образования
новых слов в русском языке называют
словообразованием.
Ребята, запишите однокоренные слова с
корнем сад.

Проверка. Учащиеся зачитывают свои варианты записанных слов. Чем они похожи?

(Слайд №8,см. презентацию) — Что вы видите на этом дереве?

  • Запишите уравнения с корнем 8.

Рисунок №3.

= Учащиеся дают ответы.
14 + х = 8
26 – х = 18
19 + х = 27
88 : х = 11
6 • х = 48
56 : х = 8
48 – х = 28

Взаимопроверка. Работа в паре. Учащиеся зачитывают свои уравнения. (Слайд №9,см. презентацию)
= 19 + х = 27
26 – х = 18
88 : х = 11
6 • х = 48
Вывод обо всех корнях по таблице.

  • Что главное у растения, у слова, у уравнения?

= Корень.
(Учащиеся смотрят на таблички с деревьями.)

5. Решение задач составлением уравнений и нахождением их корней
Задача.

  • Сейчас я вам предлагаю интересную работу над задачей.

Реши задачу составив уравнение.
Вариант 1. Для посадки аллеи деревьев водитель привез несколько берез, и 14 кленов. Всего посадили 36 деревьев, полили водой. Узнайте, сколько посадили берез.

= 1) х + 14 = 36
х = 36 – 14
х = 22
Посадили 22 березы

Вариант 2.
В парке сажали осинки и рябинки. Осинок посадили 23 штуки и несколько рябинок. Всего было посажено 95 деревьев. Сколько посадили рябинок?
= 2) 23 + х = 95
х = 95 – 23
х = 72
Посадили 72 рябинки

Взаимопроверка. Работа в парах. (Слайд №10,см. презентацию)
— Назовите корни уравнений.
— Назовите однокоренные слова из текста задач.
= Посадки, посадили – 1 вариант
Сажали, посадили – 2 вариант.

6. Физминутка.

Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

7. Проблемная ситуация, связанная с возможным количеством корней у объектов разной природы (корней уравнений, корней слов, корней растений)
1) Работа в группах

  • А как вы думаете, ребята, уравнения, слова и растения могут иметь только один корень?
  • Рассмотрим гербарий растений.

= Работа в группах с гербариями. (два растения с разным строением корневой системы)

  • Что вы можете сказать о строении корня.

= Одно растение, у которого есть основной корень. (стержневой)
Другое растение, у которого несколько корней. (мочковатый)
(Слайд №11,см. презентацию)

2)Найдите и запишите слова по схеме. Выделите корень в словах. (Слайд №12,см. презентацию)

Водяной, водолазы, пароходы, перевозка, лесоруб, лесник, пешеходы, перелетчик, паровозы.
Взаимопроверка. Работа в паре.

  • Что вы можете сказать о них?

= Они имеют два корня. Это сложные слова.
3) Запишите и найдите корень уравнения: (Слайд №13,см. презентацию)
а : а = 1

  • Сколько корней может иметь это уравнение?

= Несколько. Много. Вместо а можно поставить любые числа.

  • Какое только число нельзя подставить в это равенство (на что нельзя делить)?

= Нельзя делить на 0.

  • Какой вывод можно сделать?

= Вывод: значит растения, слова и уравнения могут иметь несколько корней.

4) Могут ли слова, растения, уравнения не иметь корней?
Работа в группах по карточкам. (Слайд №14,см. презентацию)

  • 1 группа: найдите корень в словах. К каким частям речи они относятся? Сделайте вывод.

Слова: и, или, ах, не, в.

  • 2 группа: рассмотрите растения гербария, сравните их, сделайте вывод.

(у учащихся два растения: одно мох, другое с корнем.

Растение: мхи.

  • 3 группа: решите уравнение и сделайте вывод.

Уравнение: 0 ∙ х = 7

  • 4 группа: по два человека садятся экспертами в каждую группу, а потом делают вывод по каждой группе.

= Слова: и, или, ах, не, в – эти слова корня не имеют. (союз, междометия, частица, предлог). У мха корня нет. Уравнение 0 ∙ х = 7 не имеет корней.

5) Найдите корни уравнений. Сделайте вывод. (Слайд №15,см. презентацию)

b + 40 = 60a:a= 10 •x= 7
Уравнение имеет один корень.Уравнение имеет несколько корней.Уравнение не имеет корней.
  • Данные в табличке появляются после выводов.

8. Закрепление умения находить корни уравнений.
(Слайд №16,см. презентацию)

  • Чем похожи уравнения каждого столбика?
  • Можно ли сказать, что это 2-е группы?

= I группа – простые уравнения.
II группа – сложные уравнения.
х : 9 = 8 k : 68 = 836 + 398
n – 27 = 8 15c + 3c – 120 = 786
90 : d = 5 (5376 – a) – 3877 = 904
a * 50 = 250
x + 38 = 94
76 – y = 35
n : 6 = 9
с – 35 = 90

  • Что нужно сделать, чтобы найти корень сложного уравнения?

= Упростить уравнение.
(Слайд №17,см. презентацию)

  • Каждая группа решает своё уравнение:

1 группа – выпишите уравнения, которые решаются вычитанием.
2 группа – выпишите уравнения, которые решаются сложением.
3 группа — выпишите уравнения, которые решаются умножением.
4 группа — выпишите уравнения, которые решаются делением.
— Решите свои уравнения.
Проверка. (Слайд №18,см. презентацию)

  • Какие компоненты находят вычитанием? (1 группа)
  • Какие компоненты находят сложением? (2 группа)
  • Какие компоненты находят умножением? (3 группа)
  • Какие компоненты находят делением? (4 группа)
  • Сколько корней имеет ваше уравнение?

9. Итог урока

  • Что общего у всех значений слова корень?

= Корень – это важная часть целого.

  • Как определить и найти корень? (Слайд №19,см. презентацию)

— Выбери верное высказывание.

Если это часть слова

Если это корень уравнения

= Если это корень уравнения, нужно вычислить, найти число, при подстановке которого в уравнение, оно становится верным равенством.
= Если это часть слова, нужно подобрать однокоренные слова и выделить их общую часть.

  • Чем был необычен сегодняшний урок? Понравился ли он?

И в домашнем задании надо будет применить знания не только по математике.

10. Домашнее задание
Вариант 1.
Подобрать числовые данные, составить задачу про корни растений.
Решить задачу.

Вариант 2.
Составить задачу, используя в условии однокоренные слова. Решить задачу.

  • Какие корни встретятся в вашем домашнем задании по математике?

= Вариант 1 – корни растений.
= Вариант 2 – корни слов.

По желанию, можно составить к задаче уравнение.

Урок интегрированный по теме КОРЕНЬ
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок ,в котором понятие корень используется в трех понятиях: корень слова,корень растения,корень уравнения. Для 6 класса коррекционной школы. Вполне может использоваться и для массовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока139.25 КБ
презентация к уроку1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

урок по теме « Корень (уравнения,слова,растения)» ( для 6а класса)

Учитель Комиссарова Валентина Викторовна

  1. Обучающие: — закреплять умение находить корень (простого)уравнения,слова, различать корни растений;

обобщить представления обучающихся о понятии корень ,используемом в таких предметных областях, как математика ,письмо , природоведение;

— понимать значение корня в слове, в жизни растения, при решении уравнения;

2. Коррекционные: — развивать высшие психические функции обучающихся на основе полисенсорного восприятия ;

— организовать дифференциацию учебных заданий по уровню трудности и объему для обучающихся;

— совершенствовать коммуникативную функцию речи посредством вопросно-ответной формы ведения урока;

-прививать интерес к предмету;

— развивать навыки коллективной работы , взаимопомощи, самоконтроля, социализации и адаптации в обществе.

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи :

вывести алгоритм нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого;

научить применять алгоритм на практике;

создать условия для понимания значения корня в слове, в жизни растения,

при решении уравнения.

развивать высшие психические функции обучающихся на основе полисенсорного восприятия, корригировать и развивать гибкость мышления на основе сравнения, анализа и обобщения;

организовать дифференциацию учебных заданий по уровню трудности и объему для обучающихся;

совершенствовать коммуникативную функцию речи посредством вопросно-ответной формы ведения урока.

Коррекционно-воспитательные задачи:
содействовать воспитанию культуры общения, умению работать
самостоятельно и коллективно, социализации и адаптации в обществе; прививать интерес к предмету .

Технологии в уроке- объяснительно-иллюстративная, аудиовизуальная, технология интеграции предметов, игровая, здоровьесберегающая деятельность, личностно-ориентированная, социально-адаптивная.

На уроке использована совокупность словесных, наглядных и практических методов:

Словесные, наглядные, практические: объяснение, беседа, игра, проблемно-игровой метод, метод коллективного решения проблем.

Формы работы- фронтальная , групповая, индивидуальная.

Виды деятельности учащихся :

выполнение письменных заданий, устные вычисления, игровой момент, отгадывание слова, физзарядка.

— проявление интереса к освоению новых знаний и способов действий;

-становление положительного отношения к предмету математика;

-овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности;

-готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

-регулятивные универсальные учебные действия:

-понимание учебной задачи,

-планирование своих действий для решения учебных задач;

-действие по намеченному плану;

-самоконтроль, оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия :

— проводить аналогию и на её основе строить выводы;

— чтение и понимание указанного учебного текста,

— нахождение в материале урока необходимой информации для решения практических задач;

— коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;

-участие в совместной деятельности;

-высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам.

— приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на нахождение неизвестного компонента действия;

-классифицировать предложенные понятия по указанным признакам;

— дополнять таблицу с недостающими данными, полученной на уроке информацией.

Девиз нашего урока:

Все, что мы делаем, нужно!

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

— муляжи корней растений;

— пособие «дерево» с однокоренными словами и уравнениями;

— карточки с задачами; — таблицы для обобщений и выводов;

-карточки со сложными словами;

— поощрительные призы (смайлики);

— ТСО (мультимедиапроектор, колонки, презентация).

— «листья» со словами для игрового момента.

  1. Организационный момент.

Активизация внимания к словам учителя.

Дети отвечают на вопросы.

А сейчас проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

Учитель настраивает класс на дальнейшую работу.

Сегодня мы продолжим закрепление изученного материала . Прошу вас настроиться на работу ,быть активными в течении всего урока .За правильные ответы я вам буду давать смайлики, наклеивайте их на поля в тетради.

Игровое упражнение на развитие слухового внимания и восприятия, вызывающее интерес к уроку.

  1. Устный счет

Обучающиеся считают по очереди.

Выходят к доске пишут число ,а под ним букву.

Ребята, а сейчас посчитайте устно.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, ребята, если найдете значения выражений. слайды 2-8.

60 -10 + 20 = 70 ь

25 : 5 + 3* 6 = 23 р

А теперь запишите значения выражений в порядке возрастания и сопоставьте их с буквами .

Ребята, вы – молодцы, справились с заданием и теперь мы можем прочитать тему урока. Сообщение темы урока. КОРЕНЬ.Слайд 9-10.

Презентация. На слайдах примеры в 2 действия для каждого учащегося.

Показ слайдов с ответами для проверки.с ответами примеров.

Оказание помощи конкретному обучающемуся ,с комментированием решения.

Похвала, как метод стимулирования учебной активности учащихся.

Учитель настраивает класс на дальнейшую работу.За правильные ответы я буду вам давать смайлики,которые вы наклеите в тетрадь и из их количества сложится ваша отметка.

Проблемного обучения (частично — поисковый метод)

1.2. Актуализация знаний о значении слова «корень»

Учащиеся зачитывают все значения слова корень

Ответы детей на поставленный вопрос , возможны дополнения.

Учащиеся рассматривают и отвечают на вопросы

Дети рассматривают иллюстрации и муляжи корней и называют их.

Дети устно считают и проверяют,какой корень верный.

Дети читают однокоренные слова с корнем ЗЕМЛ.

Учащиеся подбирают однокоренные слова с корнем сад.

Учащиеся считают и находят уравнения с корнем=8.

1.4.Актуализация изученного материала

Учащиеся отвечают и вписывают ответы в таблицу.

Дети делают выводы.

  • Ребята, а какие бывают корни?
  • Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова. Слайд 11

1) Подземная часть растения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Например: пустить корни.

2) Внутренняя находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корней волос.

3) В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов.

4) В математике: корень уравнения.

Из рубрики «Это интересно».

Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В народе слово «корень» употребляют, когда говорят о важном, о главном. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла, о серьезных ошибках говорят в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Выражения «смотри в корень» или «зри в корень» — это значит выдели самое главное.

  • Значит, корень – это важная часть целого.
  • Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Корень».
  • О каких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке?

О корне уравнения, о корне слова, о корне растения.

Корни у растений бывают разные . может быть корень стержневой, а может мочковатый.

А теперь угадайте корень уравнения.

Слайд 17.Дерево.Что главное у дерева? Корень.

Так же и у слова. Слайд 18 .Вот корень земл. Посмотрите сколько есть однокоренных слов.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым –

Был он только словом

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Что на нем выросло? Что у них общего?

В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами, а в процессе образования новых слов в русском языке называют словообразованием.

Слайд 19.Подберите и вы однокоренные слова с корнем сад .

Слайд 20.На этом дереве уравнения. Вам нужно найти уравнения с корнем равным 8.

1) Работа с таблицей.

Ребята, у вас лежат карточки,

нужно по ним выбрать правильные ответы и внести их в таблицу. Слайды 22 -33.

Учащиеся делают выводы, с помощью которых заполняется таблица.

Вывод обо всех корнях по таблице.

  • Что главное у растения, у слова, у уравнения?

Развитие внимания ,словесно-логического мышления, анализирование.

Контроль ответа со зрительным подкреплением алгоритма

На слайде уравнения с несколькими предлагаемыми ответами. Контроль ответа со зрительным подкреплением алгоритма .

На дереве много однокоренных слов с корнем земл.

Осуществление дифференцированного подхода.

Осуществление дифференцированного подхода.

Здоровьесберегающая (соблюдение офтальмо-гигиенических норм)

(презентация со звуком)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Проблемного обучения (частично-поисковый метод)

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

Обучающиеся выполняют задание на местах .Ученики ,испытывающие затруднения получают помощь.

Дети составляют уравнение к задаче и решают .

Дети обмениваются тетрадями ,проверяют друг у друга правильность выполнения.

Решение задач составлением уравнений и нахождением их корней

Сейчас я вам предлагаю интересную работу над задачей.

Реши задачу составив уравнение.

Для посадки аллеи деревьев водитель привез несколько берез, и 14 кленов. Всего посадили 36 деревьев, полили водой. Узнайте, сколько посадили берез.

Посадили 22 березы

В парке сажали осинки и рябинки. Осинок посадили 23 штуки и несколько рябинок. Всего было посажено 95 деревьев. Сколько посадили рябинок?

Посадили 72 рябинки

Взаимопроверка. Работа в парах. — подчеркните корни уравнений.

найдите однокоренные слова из текста задач.

Посадки, посадили – 1 вариант

Сажали, посадили – 2 вариант

Работа по карточкам.

Осуществление дифференцированного подхода ,индивидуальной формы работы.

Работа с задачей –напечатанный текст.

Развитие способностей самостоятельной работы .Развитие самоконтроля.

Развитие способностей самостоятельной работы .Развитие самоконтроля.

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

4 Физкультурная минутка.

Дети выполняют движения за учителем.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем, проведем физкультминутку.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Активизация двигательной деятельности — развитие координации движений.

Длительность 1,5 минуты.

1.Дети смотрят на слайд, рассматривают рисунки, иллюстрации, муляжи корней.

2. Обучающиеся выполняют задание на карточке.

3. Обучающиеся находят корень уравнения.

Дети решают уравнение на доске и в тетрадях.

Проблемная ситуация, связанная с возможным количеством корней у объектов разной природы (корней уравнений, корней слов, корней растений)

1)Ребята, мы с вами знаем что у растения может быть несколько корней.(с разным строением корневой системы)

  • Что вы можете сказать о строении корня.

Одно растение, у которого есть основной корень. (стержневой)

Другое растение, у которого несколько корней. (мочковатый) (Слайд)

2) Найдите и запишите слова по схеме. Выделите корень в словах.

водолазы, пароходы, лесоруб, пешеходы, паровозы.

Взаимопроверка. Работа в паре.

  • Что вы можете сказать о них?

Они имеют два корня. Это сложные слова.

3) Запишите и найдите корень уравнения

Сколько корней может иметь это уравнение?

Несколько. Много. Вместо х можно поставить любые числа.

Какое только число нельзя подставить в это равенство (на что нельзя делить)?

Нельзя делить на 0.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: значит растения, слова и уравнения могут иметь несколько корней.

Закрепление умения находить корни уравнений

Чем похожи уравнения ?

х * 5 = 25 х-56 =12 х: 5=4

х- 12 =54 x + 38 = 94 х*8 =64

76 – х = 35 х : 6 = 9

х – 35 = 90 х :3 =6

Назовите уравнения ,которые :

Сколько корней имеет ваше уравнение?

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся.

Практическое задание на развитие умения осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия . Воспитание чувства взаимопомощи , коллективного сотрудничества. Привитие навыков социализации и адаптации обучающихся в обществе.

Развитие наблюдательности , мышления.

Практическое задание на развитие умения осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия .

Практическое задание на развитие умения осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия .

Учитель напоминает алгоритм выполнения примеров.

Дети встают, подходят к дереву, снимают листья.Дают ответы.

Корень – это важная часть целого.

Давайте поиграем.На этом чудо-дереве волшебные листья, возьмите каждый по одному листу и назовите к какому учебному предмету относится слово. (ветви,слагаемое,кора,минус,деление, основа,окончание,приставка,ствол).мы с вами назвали три предмета : математика,природоведение,русский язык.

А теперь подведем итоги урока.

Что общего у всех значений слова корень?

Корень – это важная часть целого.

Если это корень уравнения, нужно вычислить, найти число, при подстановке которого в уравнение, оно становится верным равенством.

Если это часть слова, нужно подобрать однокоренные слова и выделить их общую часть.

  • Чем был необычен сегодняшний урок? Понравился ли он?

И в домашнем задании надо будет применить знания не только по математике.

Технология интеграции предметов (природоведение,письмо,математика)

7. Домашнее задание

Дети записывают в дневники.

Дети показывают смайлики.

Составить задачу, используя в условии корни.

Какие корни встретятся в вашем домашнем задании по математике?

За правильные ответы вы получали смайлики ,посчитайте свои баллы.

За 5 смайликов -5, за 4 – 4. Учитываются и устные ответы.

Вы сегодня хорошо работали на уроке ,молодцы!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели урока Обобщить представления детей о понятии корень,используемом в таких предметных областях ,как математика ,русский язык,природоведение . Понимать значение корня в слове,в жизни растения,при решении уравнений. Воспитание активности,умения общаться,аккуратности,самостоятельности и взаимопомощи. коррекционные воспитательные Обучающие

Устный счет 60 + 0 * 0= 2*5 + 40 = 60 -10 + 20 = 10 * 2 – 4 = 25 : 5 + 3* 6 = 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 60 -10 + 20 = 10 * 2 – 4 = 25 : 5 + 3* 6 = 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 50 60 -10 + 20 = 10 * 2 – 4 = 25 : 5 + 3* 6 = 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 50 60 -10 + 20 = 70 10 * 2 – 4 = 25 : 5 + 3* 6 = 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 50 60 -10 + 20 = 70 10 * 2 – 4 = 16 25 : 5 + 3* 6 = 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 50 60 -10 + 20 = 70 10 * 2 – 4 = 16 25 : 5 + 3* 6 = 23 7* 9 – 20 =

Устный счет 60 + 0 * 0= 0 2*5 + 40 = 50 60 -10 + 20 = 70 10 * 2 – 4 = 16 25 : 5 + 3* 6 = 23 7* 9 – 20 = 43

Поставьте числа в порядке возрастания и узнаете тему урока. 0 — к 70 – ь 16 – о 43 – е 23 – р 50 — н

Корень 1. Подземная часть растения,служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Внутренняя находящаяся в теле часть зуба , волоса, ногтя. 3. В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов. 4. В математике : корень уравнения.

1. корень растения 2. корень слова 3. корень уравнения

Ствол листья плоды корень корень Ствол листья

Угадайте корень уравнения х +3 = 9 8 – х = 2 3 2 6 6

Что главное у растения? земл —

земл — земной земляной землица земля заземлить приземлиться земельный В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

14 14 + х = 18 26 — х = 18 88 : х = 11 6 * х = 48 19 + х = 27 56 : х = 8 48 – х = 28 8

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Письмо Математика Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Письмо Математика Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Письмо Корень слова Математика Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Письмо Корень слова Математика Корень уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Математика Корень уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Математика Корень уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Математика Корень уравнения Часть уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Математика Корень уравнения Часть уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Мороз, заморозок, морозный Математика Корень уравнения Часть уравнения Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Мороз, заморозок, морозный Математика Корень уравнения Часть уравнения х+9=15 х=15-9 х=6 Выводы

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Мороз, заморозок, морозный Математика Корень уравнения Часть уравнения х+9=15 х=15-9 х=6 Выводы Всасывает воду и полезные вещества,укрепляет положение в почве

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Мороз, заморозок, морозный Математика Корень уравнения Часть уравнения х+9=15 х=15-9 х=6 Выводы Всасывает воду и полезные вещества,укрепляет положение в почве Служит основой слова

Какой урок Какой корень Что это Примеры Природоведение Корень растения Орган растения Письмо Корень слова Значимая часть слова Мороз, заморозок, морозный Математика Корень уравнения Часть уравнения х+9=15 х=15-9 х=6 Выводы Всасывает воду и полезные вещества,укрепляет положение в почве Служит основой слова Превращает запись в верное равенство


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/524978

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/10/21/urok-integrirovannyy-po-teme-koren