Контрольно-измерительные материалы по химии
за курс основной школы
Продолжение. Начало см. в № 18, 22/2007
IV. Электролитическая диссоциация.
Окислительно-восстановительные реакции
С п е ц и ф и к а ц и я т е с т а
№ задания | Требование к уровню подготовки выпускников | Виды деятельности | ||
Воспроизведение знаний | Применение знаний и умений | |||
в знакомой ситуации | в измененной ситуации | |||
1 | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | + | ||
2 | Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов | + | ||
3 | Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии | + | ||
4 | Электролиты и неэлектролиты | + | ||
5 | Катионы и анионы | + | ||
6 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей | + | ||
7 | Реакции ионного обмена | + | ||
8 | Степень окисления | + | ||
9 | Окислитель и восстановитель | + | ||
10 | Окисление и восстановление | + | ||
11 | Окисление и восстановление | + | ||
12 | Окислитель и восстановитель | + | ||
13 | Степень окисления | + | ||
14 | Массовая доля элемента в веществе | + | ||
15 | Окисление и восстановление | + | ||
16 | Расчеты по окислительно-восстановительным реакциям | + |
В а р и а н т 1 |
1. Уравнение реакции замещения:
2. Уравнение окислительно-восстановительной реакции:
3. Из приведенных уравнений реакций экзотермической и необратимой реакцией ионного обмена является:
4. Электролиты – это вещества, которые:
1) проводят электрический ток;
2) проводят электрический ток в расплавах и растворах;
3) диссоциируют в расплавах и растворах на ионы;
4) можно расплавить и растворить.
5. При диссоциации какого вещества число образующихся катионов превышает число образующихся анионов?
6. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата железа(III) равна:
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
7. Сокращенным ионным уравнением
можно выразить реакцию между:
1) серной кислотой и оксидом углерода(IV);
2) углекислым газом и гидроксидом кальция;
3) азотной кислотой и гидроксидом кальция;
4) карбонатом натрия и соляной кислотой.
8. Степень окисления серы в сульфите натрия равна:
1) +2; 2) +4; 3) +6; 4) –2.
Cl2 + 2KOH = KCl + KClO + H2O
хлор выполняет роль:
3) и окислителя, и восстановителя;
4) это не окислительно-восстановительная реакция.
10. Атомы азота в реакции
1) не изменяют степень окисления;
2) повышают степень окисления;
3) понижают степень окисления;
4) являются окислителем.
11. Наибольшими восстановительными свойствами обладает кислота:
12. Обозначение частицы, способной выполнять роль окислителя и восстановителя:
1) Cl2; 2) S 2– ; 3) Cu 2+ ; 4) Na.
13. Формула вещества, в составе которого есть атомы химического элемента со степенью окисления +3:
14. Оксид, в котором массовая доля кислорода наибольшая:
15. Уравнение реакции, в которой атомы одного элемента одновременно окисляются и восстанавливаются:
3) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O;
16. Для получения водорода с помощью цинка израсходовали 400 г 4,9%-й серной кислоты. Масса цинка (в граммах), вступившего в реакцию, составит … .
В а р и а н т 2 |
1. Уравнение реакции соединения:
2. Уравнение реакции, не являющейся окислительно-восстановительной:
3. Одновременно окислительно-восстановительной, экзотермической, обратимой и каталитической реакцией является:
4. Формула неэлектролита:
5. При диссоциации какого вещества число образующихся анионов превышает число образующихся катионов?
6. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации ортофосфата натрия равна:
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
7. Реакция ионного обмена идет до конца при сливании растворов:
1) хлорида цинка и нитрата натрия;
2) нитрата цинка и сульфата калия;
3) сульфата натрия и хлорида бария;
4) сульфата натрия и нитрата меди(II).
8. Степень окисления фосфора в фосфате натрия равна:
1) +5; 2) +4; 3) +3; 4) +1.
9. В химической реакции
1) Mn в оксиде марганца(IV);
2) Mn в хлориде марганца(II);
3) Cl в соляной кислоте;
10. Процессу восстановления фосфора соответствует схема:
1)
11. Наименьшими восстановительными свойствами обладает кислота:
12. Формула частицы, способной выполнять роль только окислителя:
1) Cl2; 2) S 2– ; 3) Cu 2+ ; 4) Na.
13. Формула вещества, в составе которого есть атомы химического элемента со степенью окисления +4:
14. Оксид, в котором массовая доля кислорода наименьшая:
15. В реакции, представленной схемой
окисляются следующие элементы:
1) марганец, азот, сера;
2) марганец, сера; хром;
3) углерод, сера, хром;
16. При взаимодействии 100 г 18,25%-го раствора соляной кислоты с цинком получится соль массой (г) … .
Ответы на задания теста
В а р и а н т 1. 1 – 3; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 4; 8 – 2; 9 – 3;
10 – 2; 11 – 4; 12 – 1; 13 – 6; 14 – 3; 15 – 2; 16 – 13.
Электролитическая диссоциация
1. Электролитическая диссоциация — это распад электролитов на ионы при расплавлении или растворении в воде.
2. Кислоты диссоциируют с образованием иона H + (H3O + ) и ионов кислотного остатка.
3. Основания диссоциируют с образованием гидроксид-иона OH — и ионов металла.
4. Средние соли диссоциируют с образованием ионов металла и ионов кислотного остатка.
5. Катионы — положительные ионы.
6. Анионы — отрицательные ионы.
Давайте порассуждаем вместе
1. Наибольшая концентрация фосфат-ионов в растворе
Ответ: наибольшая концентрация фосфат-ионов в растворе хорошо растворимой соли фосфата калия K3PO4 = 3K + + PO4 3-
2. Сульфид-ионы образуются при электролитической диссоциации
Ответ: сульфид-ионы образуются при диссоциации хорошо растворимой соли сульфида цезия Cs2S = 2Cs + + S 2-
3. Наибольшее количество ионов образуется при электролитической диссоциации 1 моль
2) сульфата алюминия
3) хлорида натрия
4) фосфата натрия
Ответ: составим уравнения электролитической диссоциации
NaCl = Na + + Cl — 1 + 1 = 2 моль
Из уравнений видно, что наибольшее количество ионов образуется при диссоциации 1 моль сульфата алюминия
4. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата железа (III) равна
Ответ: составим уравнение электролитической диссоциации Fe2(SO4)3 = 2Fe 3+ + 3SO4 2-
сумма коэффициентов равна 1 + 2 + 3 = 6
5. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации 1 моль
Ответ: составим уравнения электролитической диссоциации
K3PO4 = 3K + + PO4 3- 3 моль катионов калия
MgCl2 = Mg 2+ + 2Cl — 1 моль катионов магния
Al(NO3)3 = Al 3+ + 3NO3 — 1 моль катионов алюминия
Na2CO3 = 2Na + + CO3 2- 2 моль катионов натрия
Из уравнений видно, что наибольшее количество катионов образуется при диссоциации фосфата калия
6. В качестве анионов только гидроксид-ионы образуются при диссоциации:
2) гидроксида бария
3) гидроксохлорида меди (II)
4) гидросульфата натрия
Ответ: только гидроксид-ионы образуются при диссоциации щелочей Ba(OH)2 = Ba 2+ + 2OH —
7. В качестве катионов только ионы водорода образуются при диссоциации
2) соляной кислоты
3) гидроксида меди (II)
4) гидросульфата натрия
Ответ: только ионы водорода образуются при диссоциации кислот HCl = H + + Cl —
Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфата хрома 3 и сульфата марганца 2
FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.
На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!
Задание 1
Какие вещества называют электролитами? Электролитами называют вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток.
Задание 2
Что называют электролитической диссоциацией? Процесс распада молекулы электролита на ионы при растворении в воде.
Задание 3
Что называют степенью электролитической диссоциации? Степенью электролитической диссоциации α (читается «альфа») называют отношение количества вещества электролита, распавшегося на ионы (nд), к общему количеству растворённого вещества (nр):
α=nд/nр.
На какие группы делятся вещества по степени электролитической диссоциации? На сильные и слабые электролиты. В сильных электролитах (они диссоциируют необратимо) степень электролитической диссоциации α стремится к 100% , а в слабых электролитах (они диссоциируют обратимо) ― к 0%.
Задание 4
От каких факторов зависит степень электролитической диссоциации? От природы электролита и его концентрации в растворе (выше в разбавленном растворе).
Задание 5
Почему кристаллический хлорид натрия не проводит электрический ток, а его раствор электропроводен? Ионы, содержащиеся в кристаллическом (твердом) веществе, расположенные в узлах кристаллической решетки, соединенные друг с другом и перемещаться не могут, поэтому твердые электролиты электрический ток не проводят. Натрий хлорид при растворении в воде распадается на ионы (положительные Na + и отрицательные Cl — ) , что способны свободно передвигаться, и являются носителями зарядов. Под воздействием электрического поля движение ионов становится направленным (возникает электрический ток) .
Объясните механизм диссоциации соли. Если кристалл соли поместить в воду, то вокруг положительных и отрицательных ионов кристаллической решётки электролита диполи воды сориентируются противоположно заряженными концами. Между ионами кристалла соли и молекулами воды возникнет притяжение, связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с присоединившимися к ним молекулами воды, которые образуют гидратную оболочку иона, то есть в растворе содержатся гидратированные ионы соли.
Задание 6
Можно ли говорить о процессе ассоциации в растворах электролитов с ионной ковалентной связью? Почему? Можно, т.к. в растворы слабых электролитов диссоциируют обратимо.
Задание 7
Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: хлорида железа (III), сероводородной кислоты, сульфата железа (II), фосфата натрия, гидроксида бария, азотистой кислоты, азотной кислоты.
FeCl3 = Fe 3+ + 3Cl —
H2S ⇄ 2H + + S 2-
FeSO4 = Fe 2+ + SO4 2-
Na3PO4 = 3Na + + PO4 3-
Ba(OH)2 = Ba 2+ + 2OH —
HNO2 ⇄ H + + NO2—
HNO3 = H + + NO3 —
Почему в одних уравнениях вы записываете знак равенства, а в других — знак обратимости? Среди предложенных веществ есть как сильные электролиты (они диссоциируют необратимо) , так и слабые (они диссоциируют обратимо) .
Задание 8
Чему равна сумма коэффициентов перед формулами ионов в уравнениях электролитической диссоциации:
а) нитрата железа (III); Четыре
Fe(NO3)3 = Fe 3+ + 3NO3 — 1+3=4
б) хлорида алюминия; Четыре
AlCl3 = Al 3+ + 3Cl — 1+3=4
в) нитрита калия; Два
KNO2 = K + + NO2 — 1+1=2
г) сульфата аммония? Два
(NH4)2SO4 = 2NH4 + + SO4 -2 2+1=3
Задание 9
В растворах каких соединений загорится лампочка при испытании их на электропроводность:
а) сероводород; Загорится
б) азотистая кислота; Загорится
в) гидроксид бария; Загорится
г) гидрат аммиака;
д) серная кислота; Загорится
е) сульфат магния? Загорится
Где она будет гореть ярко, а где — слабо? Ярко: в), д), е), а слабо: а), б).
Как можно увеличить интенсивность горения лампочки? Разбавить раствор.
При разбавлении раствора степень электролитической диссоциации увеличивается, так как при неизменном количестве растворённого вещества увеличивается число диполей воды, которые в разбавленном растворе могут провзаимодействовать с большим количеством молекул вещества, образуя ионы.
Задание 10
Найдите количество вещества каждого из ионов, содержащихся в 342 г 5%-ного раствора сульфата алюминия.
Дано: w(Al2(SO4)3)=5%, m(раствора)=342 г
Найти: n(Al 3 + )-?, n(SO4 2- )-?
Решение
1. Рассчитаем массу растворённого сульфата алюминия в растворе:
m(Al2(SO4)3)=w(Al2(SO4)3)•m(раствора):100%=5%•342 г:100%=17,1 г
2. Количество вещества заданной массы рассчитываем по формуле: n=m/M, где M ― молярная масса.
Mr(Al2(SO4)3)= 2•Ar(Al)+3•Ar(S)+12•Ar(O)=2•27+3•32+12•16=342, M(Al2(SO4)3)=342 г/моль
ʋ(Al2(SO4)3)=m(Al2(SO4)3)/M(Al2(SO4)3)=17,1 г : 342 г/моль=0,05 моль
3. Уравнение диссоциации сульфата алюминия:
Al2(SO4)3 = 2Al 3 + +3SO4 2-
В 1 моль сульфата алюминия Al2(SO4)3 содержится 2 моль ионов алюминия Al 3+ и 3 моль анионов кислотного остатка SO4 2- , а в 0,05 моль сульфата алюминия содержится :
n(Al 3+ )=2•n(Al2(SO4)3)=2•0,05 моль=0,1 моль
n(SO4 2- )=3•n(Al2(SO4)3)=3•0,05 моль=0,15 моль
Ответ: n(Al 3+ )=0,1 моль, n(SO4 2- )=0,15 моль
Дополнительное задание
Подготовьте сообщение о жизни и творчестве С. Аррениуса. Самостоятельно.
http://dx-dy.ru/neorganicheskaya-himiya/elektroliticheskaya-dissociaciya.html
http://gdz.cool/h9_gos_2018/434-h8_gos_2018_28.html