Биквадратное уравнение. Алгоритм решения и примеры.
Биквадратные уравнения относятся к разделу школьной алгебры. Метод решения таких уравнений довольно простой, нужно использовать замену переменной.
Рассмотрим алгоритм решения:
-Что такое биквадратное уравнение?
-Как решить биквадратное уравнение?
-Метод замены переменной.
-Примеры биквадратного уравнения.
-Нахождение корней биквадратного уравнения.
Формула биквадратного уравнения:
Формулы биквадратного уравнения отличается от квадратного уравнения тем, что у переменной х степени повышатся в два раза.
ax 4 +bx 2 +c=0, где a≠0
Как решаются биквадратные уравнения?
Решение биквадратных уравнений сводится сначала к замене, а потом решению квадратного уравнения:
\(x^<2>=t,\;t\geq0\)
t должно быть положительным числом или равным нулю
Получаем квадратное уравнение и решаем его:
at 2 +bt+c=0,
где x и t — переменная,
a, b, c -числовые коэффициенты.
\(t^<2>-5t+6=0\)
Получилось полное квадратное уравнение, решаем его через дискриминант:
\(D=b^<2>-4ac=(-5)^<2>-4\times1\times6=25-24=1\)
Дискриминант больше нуля, следовательно, два корня, найдем их:
Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученные числа: \(x^<2>=3\)
Чтобы решить такого вида уравнение, необходимо обе части уравнения занести под квадратный корень.
Получилось полное квадратное уравнение, решаем через дискриминант:
\(D=b^<2>-4ac=(-4)^<2>-4\times1\times4=16-16=0\)
Дискриминант равен нулю, следовательно, один корень, найдем его:
\(t=\frac<-b><2a>=\frac<-(-4)><2\times1>=2\)
Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученное число:
Можно не во всех случаях делать замену. Рассмотрим пример.
Пример №3:
Решить биквадратное уравнение.
Выносим переменную x 2 за скобку,
Приравниваем каждый множитель к нулю
Делим всё уравнение на -4:
Чтобы решить \(x^<2>=4\) такое уравнение, необходимо, обе части уравнения занести под квадратный корень.
\(\begin
&x^<2>=4\\
&x_<2>=2\\
&x_<3>=-2\\
\end
Пример №4:
Решите биквадратное уравнение.
\(x^<4>-16=0\)
Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученное число:
\(\begin
&x^<2>=4\\
&x_<1>=2\\
&x_<2>=-2
\end
Ответ: решения нет.
Подписывайтесь на канал на YOUTUBE и смотрите видео, подготавливайтесь к экзаменам по математике и геометрии с нами.
Решение уравнений четвертой степени
Для уравнений четвертой степени применимы все те общие схемы решения уравнений высших степеней, что мы разбирали в предыдущем материале. Однако существует ряд нюансов в решении двучленных, биквадратных и возвратных уравнений, на которых мы хотели бы остановиться подробнее.
Также в статье мы разберем искусственный метод разложения многочлена на множители, решение в радикалах и метод Феррари, который используется для того, чтобы свести решение уравнения четвертой степени к кубическому уравнению.
Решение двучленного уравнения четвертой степени
Это простейший тип уравнений четвертой степени. Запись уравнения имеет вид A x 4 + B = 0 .
Для решения этого типа уравнений применяются формулы сокращенного умножения:
A x 4 + B = 0 x 4 + B A = 0 x 4 + 2 B A x 2 + B A – 2 B A x 2 = 0 x 2 + B A 2 – 2 B A x 2 = 0 x 2 – 2 B A 4 x + B A x 2 + 2 B A 4 x + B A = 0
Остается лишь найти корни квадратных трехчленов.
Решить уравнение четвертой степени 4 x 4 + 1 = 0 .
Решение
Для начала проведем разложение многочлена 4 x 4 + 1 на множители:
4 x 4 + 1 = 4 x 4 + 4 x 2 + 1 = ( 2 x 2 + 1 ) 2 – 4 x 2 = 2 x 2 – 2 x + 1 ( 2 x 2 + 2 x + 1 )
Теперь найдем корни квадратных трехчленов.
2 x 2 – 2 x + 1 = 0 D = ( – 2 ) 2 – 4 · 2 · 1 = – 4 x 1 = 2 + D 2 · 2 = 1 2 + i x 2 = 2 – D 2 · 2 = 1 2 – i
2 x 2 + 2 x + 1 = 0 D = 2 2 – 4 · 2 · 1 = – 4 x 3 = – 2 + D 2 · 2 = – 1 2 + i x 4 = – 2 – D 2 · 2 = – 1 2 – i
Мы получили четыре комплексных корня.
Ответ: x = 1 2 ± i и x = – 1 2 ± i .
Решение возвратного уравнения четвертой степени
Возвратные уравнения четвертого порядка имеют вид A x 4 + B x 3 + C x 2 + B x + A = 0
х = 0 не является корнем этого уравнения: A · 0 4 + B · 0 3 + C · 0 2 + B · 0 + A = A ≠ 0 . Поэтому на x 2 можно смело разделить обе части этого уравнения:
A x 4 + B x 3 + C x 2 + B x + A = 0 A x 2 + B x + C + B x + A x 2 = 0 A x 2 + A x 2 + B x + B x + C = 0 A x 2 + 1 x 2 + B x + 1 x + C = 0
Проведем замену переменных x + 1 x = y ⇒ x + 1 x 2 = y 2 ⇒ x 2 + 1 x 2 = y 2 – 2 :
A x 2 + 1 x 2 + B x + 1 x + C = 0 A ( y 2 – 2 ) + B y + C = 0 A y 2 + B y + C – 2 A = 0
Так мы проведи сведение возвратного уравнения четвертой степени к квадратному уравнению.
Найти все комплексные корни уравнения 2 x 4 + 2 3 + 2 x 3 + 4 + 6 x 2 + 2 3 + 2 x + 2 = 0 .
Решение
Симметрия коэффициентов подсказывает нам, что мы имеем дело с возвратным уравнением четвертой степени. Проведем деление обеих частей на x 2 :
2 x 2 + 2 3 + 2 x + 4 + 6 + 2 3 + 2 x + 2 x 2 = 0
2 x 2 + 2 x 2 + 2 3 + 2 x + 2 3 + 2 x + 4 + 6 + = 0 2 x 2 + 1 x 2 + 2 3 + 2 x + 1 x + 4 + 6 = 0
Проведем замену переменной x + 1 x = y ⇒ x + 1 x 2 = y 2 ⇒ x 2 + 1 x 2 = y 2 – 2
2 x 2 + 1 x 2 + 2 3 + 2 x + 1 x + 4 + 6 = 0 2 y 2 – 2 + 2 3 + 2 y + 4 + 6 = 0 2 y 2 + 2 3 + 2 y + 6 = 0
Решим полученное квадратное уравнение:
D = 2 3 + 2 2 – 4 · 2 · 6 = 12 + 4 6 + 2 – 8 6 = = 12 – 4 6 + 2 = 2 3 – 2 2 y 1 = – 2 3 – 2 + D 2 · 2 = – 2 3 – 2 + 2 3 – 2 4 = – 2 2 y 2 = – 2 3 – 2 – D 2 · 2 = – 2 3 – 2 – 2 3 + 2 4 = – 3
Вернемся к замене: x + 1 x = – 2 2 , x + 1 x = – 3 .
Решим первое уравнение:
x + 1 x = – 2 2 ⇒ 2 x 2 + 2 x + 2 = 0 D = 2 2 – 4 · 2 · 2 = – 14 x 1 = – 2 – D 2 · 2 = – 2 4 + i · 14 4 x 2 = – 2 – D 2 · 2 = – 2 4 – i · 14 4
Решим второе уравнение:
x + 1 x = – 3 ⇒ x 2 + 3 x + 1 = 0 D = 3 2 – 4 · 1 · 1 = – 1 x 3 = – 3 + D 2 = – 3 2 + i · 1 2 x 4 = – 3 – D 2 = – 3 2 – i · 1 2
Ответ: x = – 2 4 ± i · 14 4 и x = – 3 2 ± i · 1 2 .
Решение биквадратного уравнения
Биквадратные уравнения четвертой степени имеют вид A x 4 + B x 2 + C = 0 . Мы можем свести такое уравнение к квадратному A y 2 + B y + C = 0 путем замены y = x 2 . Это стандартный прием.
Решить биквадратное уравнение 2 x 4 + 5 x 2 – 3 = 0 .
Решение
Выполним замену переменной y = x 2 , что позволит нам свести исходное уравнение к квадратному:
2 y 2 + 5 y – 3 = 0 D = 5 2 – 4 · 2 · ( – 3 ) = 49 y 1 = – 5 + D 2 · 2 = – 5 + 7 4 = 1 2 y 2 = – 5 – D 2 · 2 = – 5 – 7 4 = – 3
Следовательно, x 2 = 1 2 или x 2 = – 3 .
Первое равенство позволяет нам получить корень x = ± 1 2 . Второе равенство не имеет действительных корней, зато имеет комплексно сопряженных корней x = ± i · 3 .
Ответ: x = ± 1 2 и x = ± i · 3 .
Найти все комплексные корни биквадратного уравнения 16 x 4 + 145 x 2 + 9 = 0 .
Решение
Используем метод замены y = x 2 для того, чтобы свести исходное биквадратное уравнение к квадратному:
16 y 2 + 145 y + 9 = 0 D = 145 2 – 4 · 16 · 9 = 20449 y 1 = – 145 + D 2 · 16 = – 145 + 143 32 = – 1 16 y 2 = – 145 – D 2 · 16 = – 145 – 143 32 = – 9
Поэтому, в силу замены переменной, x 2 = – 1 16 или x 2 = – 9 .
Ответ: x 1 , 2 = ± 1 4 · i , x 3 , 4 = ± 3 · i .
Решение уравнений четвертой степени с рациональными корнями
Алгоритм нахождения рациональных корней уравнения четвертой степени приведен в материале «Решение уравнений высших степеней».
Решение уравнений четвертой степени по методу Феррари
Уравнения четвертой степени вида x 4 + A x 3 + B x 2 + C x + D = 0 в общем случае можно решить с применением метода Феррари. Для этого необходимо найти y 0 . Это любой из корней кубического уравнения y 3 – B y 2 + A C – 4 D y – A 2 D + 4 B D – C 2 = 0 . После этого необходимо решить два квадратных уравнения x 2 + A 2 x + y 0 2 + A 2 4 – B + y 0 x 2 + A 2 y 0 – C x + y 0 2 4 – D = 0 , у которых подкоренное выражение является полным квадратом.
Корни, полученные в ходе вычислений, будут корнями исходного уравнения четвертой степени.
Найти корни уравнения x 4 + 3 x 3 + 3 x 2 – x – 6 = 0 .
Решение
Имеем А = 3 , В = 3 , С = – 1 , D = – 6 . Применим метод Феррари для решения данного уравнения.
Составим и решим кубическое уравнение:
y 3 – B y 2 + A C – 4 D y – A 2 D + 4 B D – C 2 = 0 y 3 – 3 y 2 + 21 y – 19 = 0
Одним из корней кубического уравнения будет y 0 = 1 , так как 1 3 – 3 · 1 2 + 21 · 1 – 19 = 0 .
Запишем два квадратных уравнения:
x 2 + A 2 x + y 0 2 ± A 2 4 – B + y 0 x 2 + A 2 y 0 – C x + y 0 2 4 – D = 0 x 2 + 3 2 x + 1 2 ± 1 4 x 2 + 5 2 x + 25 4 = 0 x 2 + 3 2 x + 1 2 ± 1 2 x + 5 2 2 = 0
x 2 + 3 2 x + 1 2 + 1 2 x + 5 2 = 0 или x 2 + 3 2 x + 1 2 – 1 2 x – 5 2 = 0
x 2 + 2 x + 3 = 0 или x 2 + x – 2 = 0
Корнями первого уравнения будут x = – 1 ± i · 2 , корнями второго х = 1 и х = – 2 .
Ответ: x 1 , 2 = – 1 ± i 2 , x 3 = 1 , x 4 = – 2 .
Урок по математике на тему “Биквадратные уравнения” (9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ . ⭮? ?ࠢ. pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Целое уравнение и его корни
Физкультминутка Сжать руку в кулак, разжать; Поставить ногу на пятку, на носок; Мысленно посчитать 1-2-3-4-вдох, 1-2-3-4-выдох; Закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на одном предмете (ручка, окно, животное и т.д.).
Спасибо за урок!! «Никогда не считай, что ты знаешь все, что тебе уже больше нечему учиться. Учитесь, добывайте новые знания, и они вам всегда пригодятся».
Выбранный для просмотра документ . docx
Тема: Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения (9 класс)
Бурко Татьяна Геннадьевна, лицей 35 им. Буткова В.В., г. Калининград
Данный урок является третьим из четырёх уроков, которые отводятся на изучение темы «Целое уравнение и его корни» Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра, 9», Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова. Данная тема включена в главу «Уравнения и неравенства с одной переменной». Изучение данной темы начинается с рассмотрения понятия целого уравнения, определения степени уравнения, где рассматриваются различные виды уравнения: ах+ b =0 – уравнение первой степени, ax 2 + bx + c =0 – уравнение второй степени, ax 3 + bx 2 + cx + d =0 – уравнение третьей степени, ax 4 + bx 3 + cx 2 + d х+е=0 – уравнение четвертой степени, где а, b , с, d – некоторые числа, причем а≠0. Решение уравнения, степень которого больше двух, иногда решается введением новой переменной. Эти сведения используются при решении биквадратных уравнений. Важно, чтобы учащиеся понимали, что биквадратное уравнение можно привести к квадратному уравнению методом введения новой переменной.
Цель урока : сформировать умение решать биквадратные уравнения.
Образовательные задачи урока :
ознакомить учащихся с понятием биквадратного уравнения,
рассмотреть способ решения уравнений приводящих к квадратным уравнениям,
научить учащихся решать данные уравнения
Развивающие задачи урока:
развивать активность учащихся,
формировать учебно – познавательные действия при решении уравнений,
развивать самостоятельную деятельность учащихся.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать информационную культуру.
На данном уроке используются: презентация, сделанная в программе Power Point .
Проверка домашнего задания.
Индивидуальные и практические задания.
Постановка цели урока. Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверка домашнего задания.
– выяснение того, кто из учащихся справился с заданием и готов к усвоению нового материала;
– проверка правильности выполнения задания.
№ 277. Решите уравнение.
кто не справился с заданием;
кто выполнил задание;
какое выражение заменили новой переменной
какое уравнение получилось
какие корни имеет полученное уравнение
формулу нахождения дискриминанта, корней квадратного уравнения.
Открывается решение, выполненное одним из учащихся
( сделать перед началом урока).
Учащиеся называют причины затруднений при выполнении задания.
– Ввод новой переменной;
– Нахождение корней уравнения
Проверяют правильность решения задачи по предложенному образцу.
Индивидуальные и практические задания.
проверка знаний учащихся изученного ранее материала.
Индивидуальное задание слабым учащимся.
Решить квадратные уравнения с помощью формулы корней квадратного уравнения:
Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Индивидуальные задания средним учащимся.
Найти корни квадратного уравнения по теореме Виета:
Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему Виета
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему Виета
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета
(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)
Практическая работа по подготовке к ОГЭ (остальная часть класса)
Сайт «РЕШУ ОГЭ», вариант 10309297 (5 заданий), возможна оценка.
-актуализация опыта учащихся по данной теме;
-подготовка учащихся к усвоению нового материала;
-организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.
– 4) Найдите корни уравнений;
– 6) Какой теоремой воспользовались при нахождении корней квадратного уравнения?
Каким способом решить данное уравнение?
Чему равен корень четвертой степени из 625?
Как решить данное уравнение? Постановка проблемы.
Теоремой, обратной теореме Виета: 3; 4.
Теоремой, обратной теореме Виета: -3; -2.
Вынесением общего множителя за скобки: 0; 1.
9) Проблемная ситуация . Учащиеся понимают, что ответ могут дать лишь наугад, так как не хватает знаний.
5. Физкультминутка. Слайд.
Упражнения для релаксации (готовимся к успешной сдаче ОГЭ по математике).
Сжать руку в кулак, разжать;
Поставить ногу на пятку, на носок;
Мысленно посчитать 1-2-3-4-вдох, 1-2-3-4-выдох;
Закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на одном предмете (ручка, окно, животное и т.д.).
Постановка цели урока.
Изучение нового материала.
-ввести понятие биквадратного уравнения;
– рассмотреть способ решения данного уравнения;
– развивать активность учащихся.
Вы уже знаете, какое уравнение называется квадратным и как оно выглядит. Вспомните! Но есть ещё один вид уравнений (№9 в устной работе), решение которого сводится к решению квадратного. Какой?
Уравнение такого вида называется биквадратным уравнением.
Вот теперь пишем в тетрадях число, сегодня 16.11.2017, классная работа, тема урока «Биквадратные уравнения». И запишем общий вид этого уравнения.
Кто скажет, чем это уравнение отличается от квадратного? Хорошо. Но почему биквадратное? Кто знает, что означает приставка «би»? ( Два ) Посмотрите на это уравнение. Вы сказали, чем оно отличается, и приставка «би» указывает, что это уравнение как бы дважды квадратное. То есть, мы неизвестные в квадратном уравнении при старшем и втором коэффициенте возвели в квадрат и получили биквадратное уравнение. Все разобрались, уравнение какого вида называется биквадратным? ( Да )
А теперь выясним, как решаются такие уравнения. Значит, для того, чтобы решить биквадратное уравнение, необходимо ввести новую переменную , решить полученное квадратное уравнение относительно переменной , а затем вернуться к переменной .
Давайте посмотрим, как этот алгоритм применяется на практике. Сейчас я буду показывать, как правильно оформлять решение такого уравнения. Все записываем в тетрадь.
Нам дано следующее уравнение
. Это, какое уравнение? ( Биквадратное ).
Введем замену . Получили уравнение
Это, уравнение какое? ( Квадратное ). Умеем решать квадратное уравнение? ( Да ).
Решите в тетради и назовете мне корни ().
Хорошо. Но это мы нашли корни квадратного уравнения, а не биквадратного.
Пишем ниже возвращаемся к замене . К какой замене? И теперь задача свелась к решению двух уравнений. Каких? ().
Чему равны корни первого уравнения? (-1 и 1) А второго? (-2 и 2).
И теперь пишем ответ. Ответ:-2; -1; 1; 2.
Закрепление нового материала.
– выработка навыка решения уравнений;
– развивать умение обобщать, строить умозаключения, делать выводы;
– развитие творческой стороны мыслительной деятельности учащихся.
Учащимся предлагается по рядам выполнить задание: решить уравнение. Слайд.
Учитель координирует действия учащихся, помогает выполнять и обосновывать решение. Учащиеся по рядам дают ответы и записывают на доске решение.
http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/systems/reshenie-uravnenij-chetvertoj-stepeni/
http://infourok.ru/urok-po-matematike-na-temu-bikvadratnie-uravneniya-klass-3600563.html